Исследования качества жизни пациента в Клинике высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова СПбГУ проводятся с 2003 года. Перед вами интервью д.б.н., профессора, руководителя отдела Клиники высоких медицинских технологий им. Н.И. Пирогова Санкт-Петербургского государственного университета, председателя Совета Межнационального центра исследования качества жизни пациента
Татьяны Ионовой.
1. Почему и как появилась идея оценивать качество жизни пациента?
Исследование
КАЧЕСТВА ЖИЗНИ пациента - это новое научное направление в медицине, которое следует отнести к знаменательным научным событиям ХХ века. Оценка качества жизни больного – принципиально новый подход, который позволил изменить традиционный взгляд на проблему болезни и больного и использовать информацию, полученную от пациента, для анализа его проблем, связанных с заболеванием и проводимым лечением. В связи с тем, что в настоящее время основной вектор развития медицины – пациент-ориентированность, оценка качества жизни больного приобретает особую актуальность. Пациент-ориентированная медицина предусматривает активную вовлеченность пациента в процессе получения медицинской помощи, его участие в оценке ее эффективности. Таким образом, оценка качества жизни больного на всех этапах оказания медицинской помощи является важной составляющей пациент-ориентированного подхода при ведении пациента.
2. Понятие - качество жизни пациента. Что это? Как его измерить?
Качество жизни – интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования пациента, основанная на его субъективном восприятии. В этой связи уместно напомнить определение понятия здоровья, которое дано Всемирной организацией здравоохранения в 1948 году: «Здоровье – это полное физическое, социальное и психологическое благополучие человека, а не просто отсутствие заболевания». Принципиальные отличия этих понятий в том, что здоровье оценивает врач, а качество жизни сам пациент. Именно в том, что оценку своего состояния проводит сам пациент, состоит уникальность и ценность метода. Для оценки качества жизни имеются опросники, которые разработаны в соответствии с международными рекомендациями и которые заполняет сам пациент. Мы располагаем достаточно большим арсеналом опросников, с помощью которых мы можем получить информацию о качестве жизни больных с разной патологией до начала лечения, в его процессе и после окончания.
3. Как полученные данные способны улучшить качество оказания медицинской помощи - на отделении, в Клинике?
Качество жизни пациента – один из критериев качества оказания медицинской помощи. Постараюсь обосновать это положение. Каждый врач до начала лечения пациента определяет цели его лечения. В самом общем виде можно выделить три главные цели лечения пациента с хроническим заболеванием. Первая – излечение пациента с поддержанием/улучшением его качества жизни. Вторая – продление жизни пациента и улучшение его качества жизни. Если невозможна реализация первой и второй целей, лечение направлено на улучшение качества жизни пациента. Исходя из этого, качество жизни пациента после проведённого лечения должно быть лучше или, по крайней мере, не хуже, чем до лечения. Таким образом, оценивая качество жизни пациента до и после лечения и анализируя имеющиеся изменения, мы можем, в том числе, судить о качестве проведённого лечения у конкретного пациента. Изменения качества жизни у пациентов, которые проходили лечение на том или ином отделении, можно использовать для оценки качества оказания помощи на данном отделении. При правильной постановке задачи и корректном анализе данных информация об изменении качества жизни пациентов до и после лечения может быть использована для улучшения качества оказания медицинской помощи в целом для пациентов, которые получают лечение в Клинике.
4. Формирование команды единомышленников. Расскажите о специалистах, которые трудятся в отделе.
С формальной точки зрения, наш отдел маленький. Помимо руководителя отдела, коим являюсь я, сотрудниками отдела являются врач-методист, к.м.н., по образованию педиатр
Татьяна Павловна Никитина и врач-терапевт
Наталья Евгеньевна Шабловская. Татьяна Павловна имеет более чем 20-летний опыт работы в области исследования качества жизни больных в разных разделах медицины, является признанным специалистом в данной области, имеет более 230 публикаций. Наталья Евгеньевна также имеет большой опыт работы по качеству жизни, работает в нашем коллективе более 10 лет. Но по сути, наша команда гораздо больше – это врачи разных специальностей, работающие на разных отделениях, которые участвуют в исследованиях качества жизни пациентов. Совместно мы планируем исследования, организуем и проводим работу по оценке и мониторингу качества жизни пациентов, анализируем полученные результаты. И это действительно команда единомышленников, успешно реализующая проекты, которые позволят улучшить качество жизни наших пациентов и повысить качество оказания медицинской помощи.
5. Интересные открытия, которыми можете поделиться сегодня?
Безусловно, большинство наших работ направлены на изучение качества жизни пациентов. Но чрезвычайно важным является то, с каким качеством жизни живут и работают наши врачи. В прошлом году мы провели исследование, в котором изучили проблему профессионального выгорания, психологических изменений и особенностей качества жизни врачей анестезиологов-реаниматологов. Такая работа нам показалась особенно важной на фоне пандемии COVID-19. В результате этого исследования оказалось, что у 25% специалистов были низкие показатели физического, психологического и социального благополучия, у трети наблюдались пограничные или повышенные уровни тревоги и депрессии, а у 75% врачей зарегистрирован сформированный синдром профессионального выгорания или его признаки. Полученные данные могут быть использованы в дальнейшем для разработки мер по профилактике развития синдрома профессионального выгорания специалистов и своевременного выявления врачей, относящихся к группе риска.
6. Интенсивность работы отдела - какие исследования ведутся сейчас и какие в ближайших планах?
Учитывая тот факт, что вопросы качества жизни актуальны для всех пациентов, исследования качества жизни в нашей клинике крайне востребованы. Поэтому работы много, проекты интересные и важные, их результаты могут быть использованы для улучшения качества жизни наших пациентов. Можно выделить два основных направления нашей работы. Это наблюдательные исследования, посвящённые изучению качества жизни пациентов до лечения, в процессе лечения и в разные сроки после его завершения. Здесь я бы выделила два проекта. Первое исследование проводится совместно с эндокринологами, оно направлено на анализ изменений качества жизни в разные сроки после хирургического лечения гиперпаратиреоза, заболевания, которое сопровождается существенным ухудшением качества жизни пациентов. В настоящее время исследование завершается, и мы на этапе подведения итогов. Второе исследование – напротив, в активной стадии – его основная цель – изучить качество жизни пациентов кардиохирургического профиля в отдалённые сроки после операции на открытом сердце. Эту работу мы проводим совместно с кардиохирургами клиники. Другое направление – это методологическая работа по разработке русских версий опросников оценки качества жизни, их апробация. Без этого этапа невозможно получить надёжные и корректные данные о качестве жизни пациентов. В настоящее время проводится апробация опросников для оценки качества жизни у пациентов с ортопедической патологией и у пациентов с хронической почечной недостаточностью. В ближайшее время начинаются масштабные проекты по изучению качества жизни у пациентов с урологической патологией совместно с хирургическим урологическим отделением и отделением амбулаторной урологии. Отдельно хотела бы выделить исследование качества жизни у детей с врождённой аномалией кисти после оперативного лечения, которое в ближайшее время начинается на детском травматологическом отделении.
7. Как Вы осуществляется идеи наставничества и передачи знаний следующему поколению врачей, студенчества?
Изучение качества жизни пациентов, как я отметила вначале – это новое научное направление. Поэтому, безусловно, помимо передачи опыта в области оценки качества жизни врачам и студентам, которые занимаются изучением качества жизни, считаю ключевым в наставничестве формирование у них научного мышления, готовность следованию принципам научного исследования. Считаю, перспективным подключение к нашей работе медсестёр. Кстати, во многих центрах за рубежом медсестры активно участвуют в научных работах по исследованию качества жизни. В заключении, отмечу, что в своём взаимодействии с молодыми специалистами я руководствуюсь принципом
S.M.A.R.T – формулирую задачи (S) конкретные, (M) измеримые, (A) достижимые, (R) релевантные или соответствующие деятельности, (T), устанавливая чёткие временные рамки.